пятница, 25 ноября 2011 г.

Налоговая политика для развивающихся стран


Зачем нужны налоги? Простой ответ заключается в том, что за не­имением лучшего налогообложение служит единственным прак­тическим средством получения доходов для финансирования госу­дарственных расходов на требующиеся большинству из нас товары и услуги.


Однако создание эффективной и справедливой налоговой системы является отнюдь не простой задачей, особенно для стремя­щихся к большей интеграции в международную экономику развива­ющихся стран. Идеальная налоговая система в этих странах должна обеспечить необходимые доходы, избегая чрезмерного государст­венного заимствования, причем это должно осуществляться без снижения экономической деятельности и без слишком значитель­ного отклонения от налоговых систем в других странах.

Когда развивающиеся страны пытаются установить эффектив­ные налоговые системы, они сталкиваются со сложными проблема­ми. Во-первых, большинство работников в этих странах, как прави­ло, заняты в сельском хозяйстве или в неорганизованном секторе небольших предприятий. Поскольку они редко получают регуляр­ную, фиксированную заработную плату, их заработки колеблются, при этом многие из работников получают оплату наличными без от­ражения этого в бухгалтерском учете. Поэтому база для подоходно­го налога с трудом поддается расчету. Кроме того, работники в этих странах обычно не тратят свой заработок в больших магазинах, веду­щих точный учет продаж и запасов товаров. В результате такие со­временные средства получения доходов, как подоходные налоги и потребительские налоги, играют меньшую роль в экономике этих стран, в то время как возможность достижения государством высо­ких уровней налогов фактически исключена. Во-вторых, эффективную налоговую администрацию трудно со­здать без хорошо образованных и подготовленных кадров, когда не хватает денег на хорошую оплату труда сотрудников налоговых орга­нов и на компьютеризацию их деятельности (или даже на обеспече­ние эффективной телефонной и почтовой связи), и когда налого­плательщики ограничены в возможности вести учет своих доходов. В связи с этим правительства зачастую выбирают путь наименьшего сопротивления, создавая налоговые системы, позволяющие им поль­зоваться любыми имеющимися вариантами, вместо того чтобы создать рациональные, современные и эффективные налоговые системы.

В-третьих, из-за неорганизованной структуры экономики во многих развивающихся странах и по причине финансовых ограничений статистические и налоговые органы испытывают трудности в полу­чении достоверных статистических данных. Отсутствие таких дан­ных не позволяет директивным органам оценить потенциальные результаты значительных изменений налоговой системы. Как след­ствие, предпочтение зачастую отдается мелким изменениям, нежели крупным структурным переменам, даже когда последние явно предпо­чтительнее. Это закрепляет неэффективные налоговые структуры.

В-четвертых, в развивающихся странах доходы имеют тенденцию к неравномерному распределению. Для получения высоких налого­вых поступлений в таких условиях в идеале требуется, чтобы богатые облагались более значительными налогами, чем бедные. Однако экономическое и политическое влияние состоятельных налогопла­тельщиков часто позволяет им предотвратить проведение налогово­бюджетных реформ, которые увеличили бы для них бремя налогов. Это частично объясняет, почему многие развивающиеся страны не в полной мере используют личные подоходные и имущественные налоги, а также по какой причине их налоговые системы редко достигают удовлетворительной прогрессивности (то есть, когда бо­гатые платят пропорционально больше налогов).

Наконец, в развивающихся странах налоговая политика часто является искусством возможного, а не стремлением к оптимально­му. Поэтому неудивительно, что литература по экономической тео­рии, особенно по оптимальному налогообложению, оказывает срав­нительно слабое воздействие на структуру налоговых систем в этих странах. В этой связи при обсуждении вопросов налоговой полити­ки, стоящих в настоящее время перед многими развивающимися странами, авторы настоящей брошюры опираются на обширный практический, непосредственный опыт предоставления этим стра­нам рекомендаций по налоговой политике со стороны МВФ. Дан­ные вопросы рассматриваются как с макроэкономической (уровень и структура налоговых поступлений), так и с микроэкономической (аспекты построения конкретных налогов) точек зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий