Зачем нужны налоги? Простой ответ заключается в том, что за неимением лучшего налогообложение служит единственным практическим средством получения доходов для финансирования государственных расходов на требующиеся большинству из нас товары и услуги.
Однако создание эффективной и справедливой налоговой системы является отнюдь не простой задачей, особенно для стремящихся к большей интеграции в международную экономику развивающихся стран. Идеальная налоговая система в этих странах должна обеспечить необходимые доходы, избегая чрезмерного государственного заимствования, причем это должно осуществляться без снижения экономической деятельности и без слишком значительного отклонения от налоговых систем в других странах.
Когда развивающиеся страны пытаются установить эффективные налоговые системы, они сталкиваются со сложными проблемами. Во-первых, большинство работников в этих странах, как правило, заняты в сельском хозяйстве или в неорганизованном секторе небольших предприятий. Поскольку они редко получают регулярную, фиксированную заработную плату, их заработки колеблются, при этом многие из работников получают оплату наличными без отражения этого в бухгалтерском учете. Поэтому база для подоходного налога с трудом поддается расчету. Кроме того, работники в этих странах обычно не тратят свой заработок в больших магазинах, ведущих точный учет продаж и запасов товаров. В результате такие современные средства получения доходов, как подоходные налоги и потребительские налоги, играют меньшую роль в экономике этих стран, в то время как возможность достижения государством высоких уровней налогов фактически исключена. Во-вторых, эффективную налоговую администрацию трудно создать без хорошо образованных и подготовленных кадров, когда не хватает денег на хорошую оплату труда сотрудников налоговых органов и на компьютеризацию их деятельности (или даже на обеспечение эффективной телефонной и почтовой связи), и когда налогоплательщики ограничены в возможности вести учет своих доходов. В связи с этим правительства зачастую выбирают путь наименьшего сопротивления, создавая налоговые системы, позволяющие им пользоваться любыми имеющимися вариантами, вместо того чтобы создать рациональные, современные и эффективные налоговые системы.
В-третьих, из-за неорганизованной структуры экономики во многих развивающихся странах и по причине финансовых ограничений статистические и налоговые органы испытывают трудности в получении достоверных статистических данных. Отсутствие таких данных не позволяет директивным органам оценить потенциальные результаты значительных изменений налоговой системы. Как следствие, предпочтение зачастую отдается мелким изменениям, нежели крупным структурным переменам, даже когда последние явно предпочтительнее. Это закрепляет неэффективные налоговые структуры.
В-четвертых, в развивающихся странах доходы имеют тенденцию к неравномерному распределению. Для получения высоких налоговых поступлений в таких условиях в идеале требуется, чтобы богатые облагались более значительными налогами, чем бедные. Однако экономическое и политическое влияние состоятельных налогоплательщиков часто позволяет им предотвратить проведение налоговобюджетных реформ, которые увеличили бы для них бремя налогов. Это частично объясняет, почему многие развивающиеся страны не в полной мере используют личные подоходные и имущественные налоги, а также по какой причине их налоговые системы редко достигают удовлетворительной прогрессивности (то есть, когда богатые платят пропорционально больше налогов).
Наконец, в развивающихся странах налоговая политика часто является искусством возможного, а не стремлением к оптимальному. Поэтому неудивительно, что литература по экономической теории, особенно по оптимальному налогообложению, оказывает сравнительно слабое воздействие на структуру налоговых систем в этих странах. В этой связи при обсуждении вопросов налоговой политики, стоящих в настоящее время перед многими развивающимися странами, авторы настоящей брошюры опираются на обширный практический, непосредственный опыт предоставления этим странам рекомендаций по налоговой политике со стороны МВФ. Данные вопросы рассматриваются как с макроэкономической (уровень и структура налоговых поступлений), так и с микроэкономической (аспекты построения конкретных налогов) точек зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий