Преференциальная торговля в России, как и во многих других странах - важнейшая составляющая как политики в целом, так и торговой политики в частности. В соответствии с действующим российским законодательством преференции предоставляются на двух уровнях - двустороннем и региональном.
С подавляющим большинством стран мира Россией заключены соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Со многими странами также заключены генеральные двусторонние торговые соглашения - о сотрудничестве в различных связанных с торговлей областях и применении оговорки о максимальных льготах, в соответствии с которой импорт облагается более низкими, договорными тарифами. С некоторыми странами действуют двусторонние преференциальные торговые соглашения, как, например: соглашения о свободной торговле, об экономическом сотрудничестве, о взимании косвенных налогов во взаимной торговле, протоколы о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли. Подобные соглашения заключены с большинством бывших республик СССР: с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, а также частично с Сербией и Черногорией (ограниченная номенклатура товаров)
В отношении внешнеэкономических связей России с Грузией, Казахстаном и Туркменистаном действуют лишь соглашения о свободной торговле - без дополнительных договоренностей о сотрудничестве и долгосрочных его перспективах и без избежания двойного налогообложения. С Республикой Беларусь заключен договор о Союзном государстве.
Проблемы, которые возникают вследствие заключения таких соглашений (недобросовестная конкуренция, размытая правовая основа введения временных ограничений во взаимной торговле, вступление в ВТО на условиях более либеральных, чем у России, по доступу Товаров на рынок и т.д.) оцениваются специалистами Министерства экономического развития в 1,5 млрд. долларов (сумма неуплаченных пошлин).
На региональном уровне Россия участвует:
• в Содружестве независимых государств (Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина);
• в Евразийском экономическом сообществе (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан; присоединяется Узбекистан), созданном в целях формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства;
• в Едином экономическом пространстве России, Беларуси, Казахстана и Украины.
Следует отметить, что политический аспект участия в перечисленных преференциальных соглашениях для России пока ощутимо перевешивает макроэкономический (и в частности торгово-политический). Все перечисленные соглашения с государствами-соседями, входящими в орбиту первоочередных приоритетов России во внешней торговле, должны неизбежно сопровождаться унификацией торгово-политического законодательства стран-участников (в той или иной степени). Однако до сих пор, несмотря на высокую степень интеграции на словах, с Беларусью, например, у России различаются как системы тарифного регулирования, так и нетарифного, а также валютное законодательство, принципы применения некоторых протекционистских мер, способы регулирования экономики при помощи таможенных механизмов и т. д. Унификация торгово-политического законодательства с соседними странами - одна из важнейших задач для России на ближайшее будущее.
С 1993 года Россия участвует в американской Генеральной системе преференций и беспошлинно поставляет на рынки США феррохром и капролактам (и до международного запрета так же поставляла черную икру). Кроме того, в рамках этой системы некоторые товары поставляются с количественным ограничением: кованое титановое сырье, алюминий, углеводород и ванадий. Участие России в этой системе, ориентированной на поддержку развивающихся и особенно наименее развитых стран, постепенно сокращается: с американской стороны вводятся все новые ограничения и звучат вполне логичные замечания о том, что некорректно совмещать членство в G-8 с участием в Генеральной системе преференций.
Россия также является участником Общей системы преференций, предоставляя в рамках своей национальной системы преференций более благоприятный режим ввоза для товаров из развивающихся стран и право беспошлинного ввоза - для товаров из наименее развитых стран мира.
К торгово-политическим мерам можно отнести, наконец, и некоторые действия, предпринимаемые Россией в рамках ее неформальных обязательств как члена «большой восьмерки»: на Генуэзской встрече этого клуба ведущих мировых держав было решено оказывать торговое содействие импортным товарам из наименее развитых стран и по возможности списывать их госдолги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий