пятница, 25 ноября 2011 г.

Валютная политика в странах Таможенного союза: возможны ли валютные войны?


После того как в сентябре 2010 года Япония провела валютные интер­венции, появились разговоры о том, что начинается война девальваций (когда страны наперегонки пытаются ослабить свои валюты, чтобы обес­печить собственной экономике конкурентные преимущества). Правда, глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан тут же отреагировал на эти заявления, отметив, что пока не видит угрозы гло­бальной валютной войны.


Последние валютные интервенции ряда стран можно рассматривать как некую форму протекционизма. После Первой мировой войны такая поли­тика наблюдалась в некоторых странах, правительства пытались таким образом сохранить рабочие места и защитить отечественную индустрию. При этом главы государств не предпринимали других более серьезных шагов по реструктуризации экономики, таких как урезание заработной платы или проведение реформы, направленной на увеличение произво­дительности труда. Однако на сегодняшний день валютные интервенции проводятся больше с целью недопущения резкого укрепления валют, а не для искусственной девальвации.

Последствия искусственной девальвации - стремительное увеличение валютных резервов и мягкая денежно-кредитная политика. Такая поли­тика может привести к неоптимальному распределению капитала и со­здать условия для появления пузырей на рынках недвижимости и других активов. Стремление государства во что бы то ни стало ослабить свою валюту контрпродуктивно, особенно если одновременно девальвируется несколько валют. В такой ситуации повысятся только цены на золото, другие драгоценные металлы, сырье. Участники же гонки девальваций в конечном итоге проиграют, также как и неучастники, из-за роста про­текционизма, сокращения масштабов международного экономического сотрудничества и потенциальных нарушений функционирования мировой финансовой системы. Позитивные плоды девальвации для каждой отде­льной страны будут сведены на нет за счет аналогичных действий сосед­них государств.

На Сеульском саммите «Большой двадцатки» в ноябре 2010 года главы государств договорились о недопустимости войн в этой сфере и искус­ственного обесценивания национальных валют. Хотя прямые меры про­тив поддержания низких валютных курсов не были приняты, страны дого­ворились следить за «недопущением резких и беспорядочных колебаний» и согласились «двигаться по пути формирования валютных систем, кото­рые работают на основе рынка и отображают рыночные фундаменталии, а также отказаться от конкурентной девальвации своих валют». Это допол­нительное подтверждение понимания неправильности подобной протек­ционистской политики. Говорить о том, что началась гонка девальваций, преждевременно.

В декабре 2010 года главы трех стран Таможенного союза (ТС) подписали основные документы по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). С созданием ТС вопрос односторонней девальвации валюты одним из участников становится особенно актуальным. Насколько это возможно, и какие последствия может иметь искусственная девальвация? В данной статье авторы попытаются оценить возможность возникновения валют­ных войн в странах союза, рассмотреть последние тенденции по форми­рованию валютных курсов республик ТС, обсудить вопрос о возможности конкурентных девальваций между тремя странам, исследовать влияние реальной девальвации на торговые потоки.

Должна ли страна фиксировать курс своей валюты? Или наоборот - от­пустить валюту в свободное плавание? Может быть, республикам стоит сформировать монетарный союз с соседними странами и создать единую валюту, как это произошло в Евросоюзе? Все эти формы валютных ре­жимов уже были испробованы. Создание валютного союза поможет про­тивостоять валютным войнам, и это зависит от обстоятельств в каждой отдельной стране и каждом отдельном союзе.

Монетарный союз - наиболее ясно определенная форма фиксированных курсов. Самым очевидным преимуществом является стабильность валют­ного курса. По сравнению с ситуацией волатильного свободно плавающе­го курса стабильность единой валюты снижает риски для экспортеров. Другое важное преимущество - страны будут не в состоянии делать ин­тервенции на валютном рынке для искусственного обесценения своих ва­лют по отношению к валютам партнеров по монетарному союзу. Сущест­вует также ряд недостатков монетарного союза. Один из самых известных - потеря независимости в проведении макроэкономической политики. Ни один центральный банк союза не может самостоятельно повысить или понизить процентную ставку без предварительного согласования с цент­ральными банками стран-партнеров. Когда бизнес-циклы в странах сою­за полностью синхронизированы, такая согласованность не представляет проблемы. Однако когда республики нуждаются в различной политике в монетарной сфере, как это в данный момент происходит в Европейском союзе с Грецией, необходимость согласования может создать значитель­ные проблемы.

С позиции макроэкономической синхронизированности стран Таможенно­го союза расчеты Системы индикаторов евразийской интеграции (СИЕИ) указывают на отсутствие тенденций к сближению мак­роэкономических показателей между постсоветскими государствами. С позиции конвергенции лидируют сравнительно небольшие группы стран, прежде всего ЕврАзЭС-3 (Таможенный союз). В сфере монетарной поли­тики второе десятилетие после распада СССР стало периодом сближения по всем пяти группам на постсоветском пространстве. Причина такого развития связана со сближением характеристик денежно-кредитной по­литики во всех странах региона, а также - в какой-то степени - с динами­кой глобальных валютных рынков.

В начале декабря 2010 года главы стран ТС обсудили в Москве вопросы формирования Единого экономического пространства, которое должно быть создано к 2012 году. Подписан пакет соглашений, затрагивающих массу аспектов экономического сотрудничества России, Беларуси и Ка­захстана в рамках ЕЭП. После ратификации всех документов каждой сто­роной они обретут силу закона. Среди 17 рассмотренных колоссальное значение имеют договоры о согласованной макроэкономической поли­тике и согласованных принципах валютной политики. Под макроэкономи­ческой координацией подразумевается согласование обменного курса валют, уровня госдолга, инфляции и дефицита бюджета. А под согласо­ванием валютной политики - согласованность в проведении валютных интервенций и взаимных расчетов в национальных валютах. Первона­чальный вариант договора предполагал более тесное взаимодействие в вопросах валютной политики, однако центральные банки стали опасаться потери независимости в проведении такой политики. Вопрос о введении единой валюты пока не обсуждался.

Комментариев нет:

Отправить комментарий