После того как в сентябре 2010 года Япония провела валютные интервенции, появились разговоры о том, что начинается война девальваций (когда страны наперегонки пытаются ослабить свои валюты, чтобы обеспечить собственной экономике конкурентные преимущества). Правда, глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан тут же отреагировал на эти заявления, отметив, что пока не видит угрозы глобальной валютной войны.
Последние валютные интервенции ряда стран можно рассматривать как некую форму протекционизма. После Первой мировой войны такая политика наблюдалась в некоторых странах, правительства пытались таким образом сохранить рабочие места и защитить отечественную индустрию. При этом главы государств не предпринимали других более серьезных шагов по реструктуризации экономики, таких как урезание заработной платы или проведение реформы, направленной на увеличение производительности труда. Однако на сегодняшний день валютные интервенции проводятся больше с целью недопущения резкого укрепления валют, а не для искусственной девальвации.
Последствия искусственной девальвации - стремительное увеличение валютных резервов и мягкая денежно-кредитная политика. Такая политика может привести к неоптимальному распределению капитала и создать условия для появления пузырей на рынках недвижимости и других активов. Стремление государства во что бы то ни стало ослабить свою валюту контрпродуктивно, особенно если одновременно девальвируется несколько валют. В такой ситуации повысятся только цены на золото, другие драгоценные металлы, сырье. Участники же гонки девальваций в конечном итоге проиграют, также как и неучастники, из-за роста протекционизма, сокращения масштабов международного экономического сотрудничества и потенциальных нарушений функционирования мировой финансовой системы. Позитивные плоды девальвации для каждой отдельной страны будут сведены на нет за счет аналогичных действий соседних государств.
На Сеульском саммите «Большой двадцатки» в ноябре 2010 года главы государств договорились о недопустимости войн в этой сфере и искусственного обесценивания национальных валют. Хотя прямые меры против поддержания низких валютных курсов не были приняты, страны договорились следить за «недопущением резких и беспорядочных колебаний» и согласились «двигаться по пути формирования валютных систем, которые работают на основе рынка и отображают рыночные фундаменталии, а также отказаться от конкурентной девальвации своих валют». Это дополнительное подтверждение понимания неправильности подобной протекционистской политики. Говорить о том, что началась гонка девальваций, преждевременно.
В декабре 2010 года главы трех стран Таможенного союза (ТС) подписали основные документы по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). С созданием ТС вопрос односторонней девальвации валюты одним из участников становится особенно актуальным. Насколько это возможно, и какие последствия может иметь искусственная девальвация? В данной статье авторы попытаются оценить возможность возникновения валютных войн в странах союза, рассмотреть последние тенденции по формированию валютных курсов республик ТС, обсудить вопрос о возможности конкурентных девальваций между тремя странам, исследовать влияние реальной девальвации на торговые потоки.
Должна ли страна фиксировать курс своей валюты? Или наоборот - отпустить валюту в свободное плавание? Может быть, республикам стоит сформировать монетарный союз с соседними странами и создать единую валюту, как это произошло в Евросоюзе? Все эти формы валютных режимов уже были испробованы. Создание валютного союза поможет противостоять валютным войнам, и это зависит от обстоятельств в каждой отдельной стране и каждом отдельном союзе.
Монетарный союз - наиболее ясно определенная форма фиксированных курсов. Самым очевидным преимуществом является стабильность валютного курса. По сравнению с ситуацией волатильного свободно плавающего курса стабильность единой валюты снижает риски для экспортеров. Другое важное преимущество - страны будут не в состоянии делать интервенции на валютном рынке для искусственного обесценения своих валют по отношению к валютам партнеров по монетарному союзу. Существует также ряд недостатков монетарного союза. Один из самых известных - потеря независимости в проведении макроэкономической политики. Ни один центральный банк союза не может самостоятельно повысить или понизить процентную ставку без предварительного согласования с центральными банками стран-партнеров. Когда бизнес-циклы в странах союза полностью синхронизированы, такая согласованность не представляет проблемы. Однако когда республики нуждаются в различной политике в монетарной сфере, как это в данный момент происходит в Европейском союзе с Грецией, необходимость согласования может создать значительные проблемы.
С позиции макроэкономической синхронизированности стран Таможенного союза расчеты Системы индикаторов евразийской интеграции (СИЕИ) указывают на отсутствие тенденций к сближению макроэкономических показателей между постсоветскими государствами. С позиции конвергенции лидируют сравнительно небольшие группы стран, прежде всего ЕврАзЭС-3 (Таможенный союз). В сфере монетарной политики второе десятилетие после распада СССР стало периодом сближения по всем пяти группам на постсоветском пространстве. Причина такого развития связана со сближением характеристик денежно-кредитной политики во всех странах региона, а также - в какой-то степени - с динамикой глобальных валютных рынков.
В начале декабря 2010 года главы стран ТС обсудили в Москве вопросы формирования Единого экономического пространства, которое должно быть создано к 2012 году. Подписан пакет соглашений, затрагивающих массу аспектов экономического сотрудничества России, Беларуси и Казахстана в рамках ЕЭП. После ратификации всех документов каждой стороной они обретут силу закона. Среди 17 рассмотренных колоссальное значение имеют договоры о согласованной макроэкономической политике и согласованных принципах валютной политики. Под макроэкономической координацией подразумевается согласование обменного курса валют, уровня госдолга, инфляции и дефицита бюджета. А под согласованием валютной политики - согласованность в проведении валютных интервенций и взаимных расчетов в национальных валютах. Первоначальный вариант договора предполагал более тесное взаимодействие в вопросах валютной политики, однако центральные банки стали опасаться потери независимости в проведении такой политики. Вопрос о введении единой валюты пока не обсуждался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий