Для того, чтобы торговая политика содействовала устойчивому развитию, на наш взгляд, первоочередными задачами является диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики. Для этого необходимо:
- содействовать технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к передовым иностранным оборудованию и технологиям;
- шире задействовать таможенно-тарифные инструменты стимулирования экспорта, включая снижение пошлин на сырье, материалы и оборудование, используемые при выпуске экспортной продукции, создание специализированных зон экспортного производства с преференциальным таможенным и налоговым режимом. Такого рода зоны, способствующие увеличению экспорта продукции высокой степени обработки, широко распространены за рубежом, в том числе в Китае и многих новых индустриальных странах. В России же проекты создания подобных зон в СЭЗ «Находка» (совместно с Республикой Корея) и в Святогорском районе Ленинградской области (с участием Финляндии) не реализуются, даже несмотря на наличие подробных технико-экономических обоснований и правительственных решений;
- следует добиваться отмены различного рода ограничений для российского экспорта на рынках зарубежных стран, шире и жестче используя для этого механизм ответных мер: сегодня Россия является критически важным рынком сбыта для широкого круга зарубежных товаров, а потому потенциальный ущерб для наших партнеров от сокращения поставок в Россию весьма велик;
- стимулировать развитие производственно-технологической кооперации с зарубежными компаниями («импорт производств вместо импорта товаров»). Это можно реализовать увеличением размера ставок таможенных пошлин по мере повышения глубины переработки товара и созданием минимальных пошлин на сырье, материалы, комплектующие, а максимальные - на готовые изделия;
- повышать конкурентоспособность российских рынков, защищать развивающиеся рынки, уязвимые для импорта;
- расширять и повышать эффективность участия России в региональных интеграционных объединениях, в частности, со странами ЕврАзЭс, поскольку это позволит получить ценовые преимущества на рынках стран-участниц перед третьими странами, не пользующимися преференциальным режимом. Для этого необходимо адаптировать инструменты тарифнотаможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли;
- стимулировать перенос производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров;
- усиливать регулирующую функцию таможенного тарифа, обеспечивать сбалансированность и рациональную защиту внутренних рынков;
- стимулировать развитие производственно-технологической кооперации путем развития экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории для поддержки экспорта; переработка для внутреннего потребления для создания условий для производства товаров для внутреннего рынка; свободная таможенная зона для сочетания поддержки экспорта и развития производства;
- отказаться от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин;
- оптимизировать таможенный тариф с помощью применения сезонных пошлин и тарифных квот в аграрном секторе; путем гибкого реагирования на потребности (временного снижения или повышения ставок пошлин); с помощью применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- оптимизировать национальную схему тарифных преференций;
- последовательно сократить тарифные льготы, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов;
- обеспечить стабильность и транспарентность применения мер таможенно-тарифного регулирования;
- завершить формирование системы внешнеторговой информации (о ней речь идет уже более 6 лет) и сделать ее доступной в режиме реального времени для широкого круга пользователей, в том числе в субъектах РФ. Обеспечить информационное взаимодействие федеральных министерств и ведомств, их региональных подразделений и загранаппарата в интересах участников ВЭД;
- постепенно повышать уровень конкуренции на внутреннем рынке таких услуг, как банковские, страховые, туристические и т. п., отменяя дискриминационные ограничения для иностранных компаний и совершенствуя меры пруденциального и валютного контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий