Привычная для целых поколений конфронтация во многом была искусственной, поскольку она порождалась прежде всего идеологическим противоборством, напоминавшим о религиозных войнах прошлого.
Возвращение же отношений Восток-Запад на естественную геостратегическую основу несет с собой другие «правила игры», в чем-то допускающие ассоциации с опытом XIX века. Однако на рубеже XX и XXI вв. главная особенность—перенос акцента в соперничестве (которое не исчезнет, но будет развиваться в более приемлемых формах и рамках) из военно-политической сферы в научно-техническую и экономическую. Отсюда неизбежность изменения статуса СССР как державы в глазах западных партнеров и определенного пересмотра их политики в отношении Советского Союза.
Это побуждает задуматься о новой долгосрочной концепции советской внешней политики, основанной — с учетом уже происшедших и весьма вероятных новых перемен — на новом представлении о национальных интересах и национальной безопасности, начавшем складываться в процессе перестройки. Речь идет об изменении не идейно-ценностного содержания, философии этой политики (новое мышление), а конкретных приоритетов. Пересмотр их настоятельно диктуется внутренними потребностями нашей страны. Теоретически в СССР всегда признавалось: при невозможности полностью разделить внутреннюю и внешнюю политику эта последняя в конечном счете, «как правило, носит подчиненный характер, служит... решению задач внутри страны и в рамках международного общения». На практике, однако, в последние десятилетия до перестройки советская внешняя политика все более отдалялась от реальных потребностей советского общества.
Это побуждает задуматься о новой долгосрочной концепции советской внешней политики, основанной — с учетом уже происшедших и весьма вероятных новых перемен — на новом представлении о национальных интересах и национальной безопасности, начавшем складываться в процессе перестройки. Речь идет об изменении не идейно-ценностного содержания, философии этой политики (новое мышление), а конкретных приоритетов. Пересмотр их настоятельно диктуется внутренними потребностями нашей страны. Теоретически в СССР всегда признавалось: при невозможности полностью разделить внутреннюю и внешнюю политику эта последняя в конечном счете, «как правило, носит подчиненный характер, служит... решению задач внутри страны и в рамках международного общения». На практике, однако, в последние десятилетия до перестройки советская внешняя политика все более отдалялась от реальных потребностей советского общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий