Стержнем и основой политической системы является государство. Оно — главный источник, олицетворение политической власти. Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. В них заключены два противоположных механизма объединения населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм — принуждением. Даже необходимые виды транспорта государство определяет для введения в эксплуатацию.
Примечательно, что одна часть ученых отводит главенствующую роль государству, а другая — гражданскому обществу.
Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества.
Успех и результаты модернизации России зависят от выбора такого пути, который обеспечил бы ей опору в гражданском обществе. Поэтому наиболее актуальной проблемой сегодня представляется формирование и применение надежных механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества, демократизация политической жизни. Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются политические партии.
Именно поэтому вопрос о политических партиях—это вопрос сущности политической системы общества.
В общем значении термин «партия» — [франц. parti, нем. pertei, англ. party и лат. pars (parties)] означает часть, группу. Как отмечает З.М. Зотова, «задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть». '
Массовые политические партии возникли сравнительно недавно и представляют собой специфический продукт развития гражданского общества и парламентского конституционного государства, элемент политической системы, основанной на функционировании представительных учреждений.
Необходимо отметить, что теоретические представления о политических партиях, их сущности и роли в государстве и обществе зависели от реальных условий соответствующей эпохи, а также предопределялись общим развитием политико-правовой теории, представлений об общественном и государственном устройстве в разные исторические периоды, развитием концепций «прямой демократии», «парламентского представительства» и т. п. Вплоть до конца XVII в. позиция государства и государственной доктрины характеризовалась противодействием, подавлением и дискредитацией любых политических группировок, а с конца XVUt в. до конца XIX в. — их игнорированием.
Как справедливо отмечает Т. Б. Бекназар-Юзбашев, «вряд ли можно назвать другой такой политический принцип или феномен, который на всем протяжении своей исторической эволюции встречал бы столь единодушную атаку со стороны философских традиций античного периода (Аристотель, Платон, Фукидид), теологических концепций общественного устройства эпохи раннего феодализма (Фома Аквинский, Августин Блаженный), средневековых государственных воззрений периода феодальных сословных и абсолютных монархий (Н. Макиавелли, Т. Гобсс), ранне-либеральной буржуазно-демократической теории (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье), буржуазных теорий демократии XIX в. (А, де Токвиль) и “новой” буржуазной “теории партий” (М. Острогорский и др.)».
Так, Ж.-Ж. Руссо, рассматривая партийные группировки как фактор формирования политической воли граждан, выразителей и представителей общественных интересов, отрицательно оценивал антагонизм некоторых из них, поскольку «долгие дебаты, разногласия, сопутствующие противоборству различных партийных группировок, указывают на преобладание частных интересов и упадок государства». Г. Гегель отрицал, что партии способны быть носителями общественно-политического мнения. Он приравнивал их к «власти немногих», «частному, случайному интересу», который «должен быть нейтрализован». Ф, Бэкон считал, что «чрезмерное усиление партий и раздоров между ними указывает на слабость государей и весьма вредит успеху их дел». А. де Токвиль прямо относил партии к разряду «разрушительных страстей».
Между тем во второй половине XIX в, «в высокоразвитых, прежде всего западно-европейских странах, государство... оказалось “опутанным” многочисленными политическими партиями», которые уже глубоко проникли в сферу его деятельности и заметно усилили влияние на функционирование всей политической системы. Это привело к переосмыслению в государственно-политической теории роли политических партий, постепенному признанию партий необходимыми элементами функционирования демократических институтов конституционного государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий