пятница, 30 декабря 2011 г.

Государство - главный источник власти


Стержнем и основой политической системы является государство. Оно — глав­ный источник, олицетворение политической власти. Суть государства, его назна­чение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимо­отношениях с гражданским обществом. В них заключены два противоположных механизма объединения населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм — принуж­дением. Даже необходимые виды транспорта государство определяет для введения в эксплуатацию.
Примечательно, что одна часть ученых отводит главенствующую роль госу­дарству, а другая — гражданскому обществу.

Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, ко­торые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества.
Успех и результаты модернизации России зависят от выбора такого пути, ко­торый обеспечил бы ей опору в гражданском обществе. Поэтому наиболее акту­альной проблемой сегодня представляется формирование и применение надежных механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю граж­данского общества, демократизация политической жизни. Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются политические партии.
Именно поэтому вопрос о политических партиях—это вопрос сущности поли­тической системы общества.
В общем значении термин «партия» — [франц. parti, нем. pertei, англ. party и лат. pars (parties)] означает часть, группу. Как отмечает З.М. Зотова, «задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть».                '
Массовые политические партии возникли сравнительно недавно и представля­ют собой специфический продукт развития гражданского общества и парламент­ского конституционного государства, элемент политической системы, основанной на функционировании представительных учреждений.
Необходимо отметить, что теоретические представления о политических пар­тиях, их сущности и роли в государстве и обществе зависели от реальных условий соответствующей эпохи, а также предопределялись общим развитием политико­-правовой теории, представлений об общественном и государственном устройстве в разные исторические периоды, развитием концепций «прямой демократии», «парла­ментского представительства» и т. п. Вплоть до конца XVII в. позиция государства и государственной доктрины характеризовалась противодействием, подавлением и дискредитацией любых политических группировок, а с конца XVUt в. до конца XIX в. — их игнорированием.
Как справедливо отмечает Т. Б. Бекназар-Юзбашев, «вряд ли можно назвать другой такой политический принцип или феномен, который на всем протяжении своей исторической эволюции встречал бы столь единодушную атаку со стороны философских традиций античного периода (Аристотель, Платон, Фукидид), теоло­гических концепций общественного устройства эпохи раннего феодализма (Фома Аквинский, Августин Блаженный), средневековых государственных воззрений пе­риода феодальных сословных и абсолютных монархий (Н. Макиавелли, Т. Гобсс), ранне-либеральной буржуазно-демократической теории (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтес­кье), буржуазных теорий демократии XIX в. (А, де Токвиль) и “новой” буржуазной “теории партий” (М. Острогорский и др.)».
Так, Ж.-Ж. Руссо, рассматривая партийные группировки как фактор формиро­вания политической воли граждан, выразителей и представителей общественных интересов, отрицательно оценивал антагонизм некоторых из них, поскольку «дол­гие дебаты, разногласия, сопутствующие противоборству различных партийных группировок, указывают на преобладание частных интересов и упадок государст­ва». Г. Гегель отрицал, что партии способны быть носителями общественно-по­литического мнения. Он приравнивал их к «власти немногих», «частному, случай­ному интересу», который «должен быть нейтрализован». Ф, Бэкон считал, что «чрезмерное усиление партий и раздоров между ними указывает на слабость го­сударей и весьма вредит успеху их дел». А. де Токвиль прямо относил партии к разряду «разрушительных страстей».
Между тем во второй половине XIX в, «в высокоразвитых, прежде всего запад­но-европейских странах, государство... оказалось “опутанным” многочисленными политическими партиями», которые уже глубоко проникли в сферу его деятель­ности и заметно усилили влияние на функционирование всей политической систе­мы. Это привело к переосмыслению в государственно-политической теории роли политических партий, постепенному признанию партий необходимыми элемен­тами функционирования демократических институтов конституционного госу­дарства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий