Интеграция Армении в европейские структуры с самого начала обретения ею независимости была и остается приоритетной задачей внешней политики нашей страны. Это четко отражается как в сотрудничестве с Европейским Союзом, Советом Европы, НАТО и другими европейскими организациями, так и в двухсторонних отношениях Армении со странами этого региона.
При этом, учитывая многие факторы, именно сотрудничество с ЕС является одним из наиболее важных направлений политики Армении. Более того, в перспективе Армения сама видит свое будущее в полноценном членстве в составе ЕС. В ходе встреч с руководителями структур ЕС в конце 2003 г. в Брюсселе президент Армении Р.Кочарян еще раз подтвердил намерения страны реформировать общественную жизнь в соответствии с европейскими принципами и стандартами. Это было положительно оценено со стороны ЕС, который в последние годы все более расширяет свою вовлеченность и сотрудничество со всеми государствами Южного Кавказа.
В 2003 г. ЕС предпринял важный шаг: был назначен специальный представитель Европейского Союза на Южном Кавказе (EUSR) г-н. Хейке Талвитие. Посол Х.Талвитие получил весьма широкие полномочия, которые позволили ему не только представлять интересы ЕС на Южном Кавказе в политической и экономической сферах, но и быть в определенной степени вовлеченным в проблемы региональной безопасности и разрешения конфликтов. Этот шаг имел важное значение в инструментализации и расширении европейской и евро-атлантической стратегии в регионе. Во многом именно благодаря деятельности посла Х. Талвитие и возглавляемой им миссии стало возможным расширение уровня сотрудничества государства региона с ЕС после исторического расширения Союза и приближения его новых границ к Южному Кавказу в мае 2004 г.
14 июня 2004 г. Совет ЕС принял решение о включении государств Южного Кавказа в сферу действия своей «Политики европейского соседства» (European Neighbourhood Policy - ENP). Одновременно Совет утвердил предложенную в мае того же года Еврокомиссией Стратегию ENP (ENP Strategy Paper). «Политика европейского соседства», одобренная Советом ЕС, явилась итогом плодотворных работ над ранее принятым еще в марте 2003 г. Еврокомиссией документом «Расширенная Европа - Новое соседство» (Wider Europe - Neighbourhood: A new framework for relations with our Eastern and Southern Neighbours). Данный документ, подготовленный Комиссией в преддверии самого масштабного в истории ЕС расширения и включения в его состав 10 новых государств-членов в мае 2004 г., имел целью разработку всестороннего, уравновешенного и пропорционального подхода, включающего также финансовые механизмы, который отвечал бы потребностям развития международного и регионального сотрудничества на внешних границах нового расширявшегося Европейского Союза. Для более детального ознакомления с ситуацией на Южном Кавказа и проработки конкретных мероприятий по сотрудничеству в рамках ENP, регион в период с 5 по 8 июля 2004 г. посетил Комиссар по проблемам расширения ЕС (Commissioner for Enlargement) Янеш Паспершик. И наконец, с 16 по 19 сентября Баку, Тбилиси и Ереван посетил Президент Европейской Комиссии Романо Проди. Итогом этих визитов стало решение о подготовке с октября 2004 г. Еврокомиссией Докладов по Странам (Country Reports) Южного Кавказа, которые должны впоследствии стать основой конкретных Планов Действий (Action Plans) между ЕС и государствами региона в рамках «Политики европейского соседства». Вслед за этим начался активный контакт на экспертном уровне.
Как и планировалось, подготовка Комиссией Доклада по Армении была завершено к началу весны 2005 г. и теперь он должен быть представлены на одобрение Совета ЕС в марте месяце, после чего Армения и ЕС должны начать работу над подготовкой Плана Действий Армении по ENP (ENP Action Plan). Вместе с тем, ЕС и Армения должны будут продолжать последовательное сотрудничество на различных уровнях в рамках уже имеющегося Договора о Партнерстве и Сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement - PCA), вступившего в силу еще в 1999 г.
Политика ЕС ENP предлагает новый подход, который выходит за рамки уже имеющихся отношений и сотрудничества Евросоюза с государствами-соседями по всему восточному и южному периметру своих границ. Целью политики является разделение выгод расширения ЕС со всеми заинтересованными соседними странами путем усиления стабильности, безопасности и благосостояния, а также предотвратить появление новых разделительных линий между расширенным Европейским Сообществом и его соседями. Выполнение ENP будет поддерживаться и осуществляться со значительной финансовой и технической помощью ЕС. При этом для стран-партнеров перспектива продвижения на пути сотрудничества с ЕС даст также значительные стимулы для проведения и продолжения глубоких экономических и политических реформ.
Главным финансовым стимулом претворения в жизнь «Политики европейского соседства» станет создание нового особого механизма - Инструмента европейского соседства и партнерства (the European Neighbourhood and Partnership Instrument - ENPI). Он начнет действовать с 2007 г. и представляет широкие возможности для сотрудничества между ЕС и странами, на которые распространяется ENP, в том числе путем новых форм содействия, позволяющих государствам-партнерам максимально приблизиться к европейским нормам и стандартам во многих областях.
Однако вместе с тем, не следует проявлять чрезмерный оптимизм при анализе возможностей уровня новых отношений между ЕС и странами, на которые будет распространяться EPN. Эти отношения не только не предусматривают обязательным условием дальнейшее членство в ЕС, но и не позволяют этим странам рассчитывать на помощь или содействие, аналогичное существующему между государствами-членами Европейского Союза. Впрочем, и критерии соответствия государств ENP определенным политическим и экономическим планкам не столь категоричны, как для кандидатов в члены ЕС, хотя и не менее принципиальны.
Оценка экспертов и аналитиков в целом была не очень расходились. Хотя существовали мнения, что ENP представлет собой «расширенный TACIS» или даже его несколько усеченный вариант, тем не менее, следует учесть, что в реальности «Политика европейского соседства» не имеет аналогов и представляет собой совершенно новую систему партнерства между Европейским Союзом и его новыми соседями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий